Вера и Спасение

Правильное понимание взаимосвязи между верой и спасением служило предметом богословских рассуждений и разногласий на протяжении многих веков существования христианства. Следует сразу отметить, что правильный анализ вопроса, требует от нас не только адекватной оценки взаимоотношений между такими неоднозначными богословскими терминами, как вера и спасение, но и правильного понимания роли этой связки в контексте многовековых рассуждений христианского предания о роли человеческой природы, греха и благодати Божьей. Следовательно, правильное толкование невозможно без рассмотрения пелагианского спора, в центре которого стояли два человека: Августин Гиппонийский и Пелагий, и их рассуждения о «свободе воли», грехе, благодати и основания для оправдания. Необходимо учесть идеи Лютера и значимость его доктрины об "оправдании одной верой", а также дальнейшее развитие понимания идеи «избранности» в вопросах спасения. Вопрос «избранности» спасаемых (более известный как доктрина о предопределении) приводит нас к анализу богословия Ж. Кальвина и главного оппонента его идей - Якова Арминия. И будучи сами приверженцами богословия Д. Весли, мы не можем обойти стороной его понимание данного вопроса.

Основой нашей работы будет служить учебник Алистера МакГрата, "Введение в христианское богословие" . Некоторые дополнительные идеи мы почерпнули из учебника Рэя Даннинга «Благодать, вера и святость» и работы Майкла Лодэла «История Бога» . Основой же нашего богословия будет служить Библия, как самый авторитетный источник.

Переходя к непосредственному анализу темы взаимоотношений веры и спасения, хотелось бы сразу обратить внимание на ряд классических противопоставлений, затронутых в той или иной мере в рассматриваемой литературе. И хотя полное описание противопоставлений и их детальное пояснение может стать темой целого учебника, мы же для удобства постарались объединить их и оформить в виде таблицы, которую можно назвать: «Основные богословские противопоставления взаимоотношений веры и спасения».

Источник Противопоставления:

Пелагианский спор: Вера как активное действие спасения и Вера как пассивное принятие благодати
Тридентский Декрет об Оправдании как ответ Лютеру на Невозможность иметь твердую уверенность в получении благодати. Вера как уверенность в прощении и оправдании (основанных на верности Божьей Своим обещаниям милости), а следовательно и уверенность в спасении.
Позиция автора Послания Иакова и автора Послания к Римлянам Спасение по делам Спасение по вере
Спор кальвинизма и арминианства Спасение можно потерять и Спасение невозможно потерять (5-й пункт кальвинизма: «сохранность святых»)
Богословские споры о пределах спасения Спасение на основании общего откровения и Спасение во Христе

Необходимо уточнить, что приведенная таблица является далеко не полным списком богословских противопоставлений, обсуждение которых велось от эпохи ранних христианских мыслителей, заканчивая учеными-богословами наших дней, а лишь подборкой ключевых утверждений непосредственно связанных с нашей темой. Более того, приведенные противопоставления невозможно считать частью единой системы, в меру их разнородности. И хотя первые четыре противопоставления можно увязать в логическое развитие концепции взаимоотношений веры и спасения, основанной на общем подходе к пониманию человеческой свободы, греха и благодати Божьей, однако последнее пятое противопоставление рассматривает взаимоотношение веры и спасения совершенно в другой плоскости, а именно с позиции реакции людей на полученное окончательное откровение Божье в личности Иисуса Христа.

Суть вопроса:

Как об этом говорит Алистер МакГрат: «В самом сердце христианской веры лежит идея о том, что люди, какими бы смертными и хрупкими они ни были, могут вступить в отношения с живым Богом» . Метафорами этого понятия в Новом завете выступают понятия «спасение» и «искупление», позднее богословы начали обозначать эту идею термином «оправдания». Термин «оправдание» стали использовать как характеристику налаживания правильных взаимоотношений с Богом или как получение праведности пред Богом. Далее, как утверждает А. МакГрат: «Доктрину об оправдании стали рассматривать как вопрос о том, что должен сделать отдельный человек, чтобы быть спасенным». Исходя из этого, рассматриваемое в данной работе противопоставление различных пониманий взаимосвязи веры и спасения можно считать основанным на разделении того, что нужно делать или не нужно делать, чтобы находиться в правильных взаимоотношениях с Богом. Так спор Августина Гиппонийского и Пелагия, и их рассуждения о «свободе воли», грехе, благодати можно условно разделить на 2 понимания: понимания Пелагия о том, что нужно много делать, дабы иметь спасении, и понимание Августина о том, что практически ничего не нужно делать, так как все необходимое уже сделано самим Богом. Таковы были и рассуждения Мартина Лютера, который настаивал на том, что Бог дает все необходимое для оправдания, так что грешнику остается лишь принять это, и противопоставляет это оправданию, которое приходит от веры, как активного целенаправленного действия спасения. Логическим продолжением идей Августина можно считать идеи Ж. Кальвина, который, так же как и Августин (вернее последователи его учения, богословы периода позднего средневековья, особенно авторы "современной августинианской школы") верили в то, что: «… Бог выделяет некоторых для вечной жизни, а других для вечного осуждения, без каких-либо ссылок на их заслуги или проступки. Их участь полностью зависит от воли Божьей, а не от каких-либо особенностей их личности» . Исходя из чего, он делает свои выводы об «избранности» некоторых людей к спасению, более известную как доктрина о предопределении. На основании этого, в своей условной классификации мы можем отнести Кальвина к числу тех, кто считал, что в вопросе спасения человек абсолютно ничего не может достигнуть своими силами, если заранее не предрасположен к этому. Как следствие, появилось и учение кальвинистов о «сохранности святых», заключающееся в том, что те, кто воистину предопределен, не могут изменить своего призвания. Противопоставить Кальвину в этом вопросе мы может Якова Арминия, который учил: «Спаситель мира Христос умер для всех и каждого человека и, благодаря Своей крестной смерти, достиг примирения и прощения для всех, однако, таким образом, что этим могут пользоваться лишь верные» . Из этого явно видно, что акцент делается не на избранности отдельных людей, а на верности тех, кто этим пользуется (или не пользуется).

Определение терминов:

Рассмотрение понимания взаимосвязи веры и спасения невозможно без определения самих терминов.
Поскольку вера в различных богословских контекстах рассматривалась различным образом (и как активное действие, и как акт послушания, и как уверенность в Божьих обещаниях), мы будем опираться на подход Весли, который успешно сформулировал Р. Даннинг: «Христиане понимают свою веру как ответ Богу, явившему Себя» . Следовательно, вера – это наш ответ на откровение Бога в истории, природе и Иисусе Христе. Вера, с точки зрения христианства, имеет как эпистемологический, так и сотериологический аспекты; то есть она касается того, как можно познать что-то (особенно что-то о Боге), а также того, как можно достичь спасения. Здесь, как мы уже упоминали ранее, христианский мир можно условно разделить на тех, кто верит, что спасение можно заслужить, получить, достигнуть, и тех, которые говорят что это невозможно, если только сам Бог этого не пожелает для отдельно взятого человека.
Спасение – это понятие неоднозначное. Спасение не является эксклюзивно христианским понятием. Каждая мировая религия имеет свою систему ценностей и свое представление о спасении. Однако определяющей характеристикой христианского спасения является вера в Иисуса Христа, как единственный истинный путь примирения с Богом. Как утверждает Алистер МакГрат: «Особенность христианского подхода к спасению заключается в двух областях: во-первых, спасение считается основанным на жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа; во-вторых, конкретная форма спасения в христианстве сама определяется Христом» . Согласно богословских убеждений Колина Гантона «Христос не просто открывает нам что-то важное; Он дает нам нечто такое, без чего спасение было бы невозможно» . Следовательно, во Христе произошло что-то новое, что делает возможным новый путь в жизни. С другой стороны, рассуждая о христианском спасении, мы говорим о том, что Иисус Христос дает нам модель или парадигму искупленной жизни.
Следовательно, вера – это наш ответ на полученное откровение, а спасение – наша возможность уподобиться Иисусу Христу.
Рассуждая о различных пониманиях взаимосвязи веры и спасения, мы приходим к тому, что можно считать основой разногласий и различных пониманий. Алистер МакГрат пишет: «Кальвин начинает свой анализ предопределения с рассмотрения наблюдаемых фактов. Некоторые верят евангелию. Некоторые не верят. Основная цель доктрины о предопределении - объяснить, почему некоторые люди откликаются на евангелие, а другие нет. Это - попытка объяснения всего разнообразия человеческих откликов на благодать» . Р. Даннинг, подводя итоги своим рассуждениям об авторитете писания приходит практически к такому же вопросу: «Почему же тогда Дух Святой не убеждает всех людей признать авторитет Писания и подчиниться ему? Можно ли из этого заключить, что Он воздействует только на избранных? … Благодать в одинаковой мере простирается на всех людей... Почему одни откликаются, а другие нет…» ? Размышляя над этими вопросами, мы приходим к тому же выводу. Одни люди принимают божье откровение и верой достигают спасения, а другие люди просто игнорируют обетования Божьи, и, не имея веры, погибают без спасения. Подобные рассуждения привели Кальвина к выведению вспомогательной доктрина предопределения, стремящейся прояснить загадочный аспект следствия проповеди евангелия благодати. Профессор Даннинг, не выводя доктрин, дает очень скромный ответ: «Тайна, разгадка которой сокрыта не в мистических замыслах Бога, а в столь же непостижимых тайниках человеческой личности» .
Подводя итоги рассмотрению различных подходов к пониманию веры и спасения стоит отметить еще один важный аспект. Аспект этот заключается в пределах спасения. Алистер МакГрат разделяет данный вопрос на исторически сложившиеся 3 подхода: 1) Универсализм: спасение для всех, 2) Спасение только для верующих и 3) Частный подход: спасение для избранных.
• Универсализм, утверждавший, что спасены будут все, вне зависимости от того слышали или не слышали они христианскую проповедь, опирается на 3 основных довода:
  1. Идея Оригена о том, что отрицая дуализм, 2 царства не могут сосуществовать вместе, наступит время, когда царство Бога станет единственным, следовательно все подчиниться Богу.
  2. Рассуждении Карла Барта о предрасположенности всех ко спасению.
  3. Основано на главном свойстве Бога – любви, которая не допустит смерти грешника.
• Спасение только для верующих подчеркивало необходимость веры для спасения. К сторонникам этой идеи по разным доводам относились и Августин, и Фома Аквинский, и Жан Кальвин (выступал против Ульриха Цвингли, который верил, что благочестивые язычники достигнут спасения). Отдельно необходимо рассматривать вопрос взаимопонимания веры и спасения, предложенный Джоном Весли. Он выступал за необходимость веры в Бога для спасения. Он утверждал, что требованием для спасения является «такая вера в Бога, и дела Божьи, которая, даже в своем зачаточном состоянии, позволяет всем, кто ею обладает бояться Бога и поступать праведно. И кто бы ни обладал подобной верой в любом народе, утверждает Апостол, будет принят» . Однако, по его мнению вера христианская превосходила веру теистическую в том, что 1) просто верующие еще ожидают полного усыновления, 2) полная уверенность в спасении возможна лишь во Христе.
• Частный подход: спасение для избранных. Так называемый подход часто называют "ограниченным искуплением" или "частичным искуплением". Основанием такого подхода является доктрине о предопределении, которая сама по себе указывает ограниченное распространение спасения лишь на избранных людей.

Подводя итоги нашей работы можно сделать следующие выводы:
  1. Различия понимания взаимосвязи веры и спасения можно рассматривать как со стороны активных спасительных действии Бога в жизни человека, так и со стороны активных действий отдельно взятого человека в достижении спасения. Оба утверждения являлись поводом разногласий в пониманиях веры и спасения, и каждое утверждение можно считать истинным. По нашему мнению, правильнее было бы рассматривать не отдельно стоящие возможности Бога и способности человека, а симбиоз взаимоотношений и взаимовоздействия Бога и человека в вопросах веры и спасения.
  2. Следует помнить, что различные понимания взаимосвязи этих двух сложных концепций возникли в первую очередь не как доктрины, обуславливающие различные тенденции, а как попытки рационального осмысления происходящего. Это были попытки рационально объяснить неподдающиеся логике процессы. И хотя мы можем признавать их вероятность как теорий, следуют помнить, что ни одна из этих теорий не является абсолютно истинной, так как касается тех сфер, которых ни научное, ни рациональное постичь не может.
  3. Несмотря на многообразие попыток правильного осмысления взаимосвязи веры и спасения, мы более склонны согласиться с Д. Велси, который учил, что вера в Бога является неотъемлемой предпосылкой получения спасения.

Comments

Popular posts from this blog

Библия и Финансы: Основные принципы

Библейский взгляд на правильные отношения

Новый год - новая жизнь